Экскаватор-погрузчик (ЭП) – универсальная машина комбинированного типа, сочетающая в себе функционал экскаватора и фронтального погрузчика. Экскаваторы-погрузчики востребованы в различных сферах, что обусловлено их широкими возможностями, удобством и эффективностью. Однако для правильного выбора ЭП необходимо знать о конструкции, особенностях и характеристиках данной техники.
Основой ЭП является колесное шасси, на которое монтируется навесной экскаватор (в задней части) и ковшовый фронтальный погрузчик (в передней части). В качестве базы используются специальные шасси различных типов – на жесткой раме с передними управляемыми колесами малого диаметра, на жесткой раме с равновеликими колесами увеличенного диаметра, на шарнирно-сочлененной раме с равновеликими колесами.
Экскаваторы-погрузчики оснащаются гидравлическим навесным оборудованием, чем достигается высокая мощность при малых габаритах. Экскаватор может иметь складную или телескопическую стрелу на жесткой поворотной колонне или со смещаемой осью копания (на каретке), а также с различным количеством степеней свободы. Погрузчик строится на типовой сдвоенной стреле с одной степенью свободы. Устойчивость машины при проведении землеройных работ обеспечивается аутригерами.
Телескопическая стрела | Складная стрела |
---|---|
Стрелы экскаватора и погрузчика допускают установку различного оборудования:
- На экскаваторную стрелу – разные по конструкции и объему экскаваторные ковши (прямой и обратный, стандартный и увеличенный, траншейный), гидромолот, ямобур, вибротрамбовщик, и др.;
- На фронтальную стрелу – разные виды ковша погрузчика, боковой отвал (гидравлический, механический), шнекороторный снегоочиститель, щетки для уборки мусора, лесозахват и др.
Щетки | Боковой отвал | Шнекороторный снегоочиститель | Лесозахват | Гидромолот |
---|---|---|---|---|
На рынке представлены экскаваторы-погрузчики со следующими характеристиками:
- Мощность двигателя – в пределах 36 – 125 л. с.;
- Эксплуатационная масса – в среднем 6 – 12 т;
- Объем экскаваторного ковша – от 0,1 до 0,5 куб. м;
- Объем погрузочного ковша – в пределах 0,8 – 1,3 куб. м;
- Грузоподъемность погрузочного ковша – в среднем 1 – 2 т;
- Погрузочная высота фронтальной стрелы – до 3 м;
- Погрузочная высота экскаваторной стрелы – до 5 м
- Глубина копания – обычно до 2 – 3 м.
Нужно понимать, что это усредненные характеристики, но при необходимости можно найти ЭП с большей грузоподъемностью, мощностью или погрузочной высотой – все зависит от поставленных задач и заложенного бюджета.
Одним из ключевых преимуществ ЭП является многофункциональность, он может выполнять широкий круг работ:
- Погрузка/разгрузка сыпучих и кусковых материалов, их транспортировка на небольшие расстояния;
- Рытье траншей и ям;
- Планировочные работы на строительных площадках и иных объектах;
- При установке сменных рабочих органов – выравнивание площадок, корчевание пней, разрушение твердых дорожных покрытий и строений, уборка территорий от снега и мусора, и т.д.
Из других достоинств ЭП можно отметить:
- Мобильность;
- Маневренность;
- Простота эксплуатации и обслуживания;
- Невысокая стоимость эксплуатации, ТО и ремонта.
Еще одним преимуществом является то, что для управления ЭП не нужны специальные права – достаточно иметь права тракториста и пройти курсы переподготовки.
Теоретически, экскаватор-погрузчик почти не имеет ограничений по сферам применения. Но на практике ЭП не всегда может полностью заменить фронтальный или вилочный погрузчик, экскаватор, бульдозер или бригаду рабочих с отбойными молотками. Дело в том, что универсальность не только дает массу преимуществ, но и накладывает некоторые ограничения.
В первую очередь, нет смысла использовать ЭП для выполнения только одного рода работ. Например – только для погрузки материалов или рытья траншей. Для таких работ лучше выбрать специальную технику – тот же экскаватор выроет большой котлован или траншею быстрее и эффективнее, чем ЭП. А фронтальный погрузчик с сочлененной рамой увереннее работает на ограниченных площадках и может в более короткие сроки загрузить/разгрузить большой объем материалов.
Но экскаваторам-погрузчикам нет альтернативы в тех ситуациях и сферах, где невыгодно или нет физической возможности использовать сразу несколько типов техники. Это коммунальная сфера (ЖКХ), малоэтажное строительство, сельское хозяйство и некоторые отрасли промышленности. Действительно, той же управляющей компании или строительной бригаде (или вовсе частному лицу) выгоднее приобрести один ЭП с комплектом сменных орудий, чем экскаватор и погрузчик. Даже недорогой экскаватор-погрузчик будет полностью закрывать потребности компании, при этом он не будет простаивать, да и вопрос с оплатой труда тракториста в этом случае решается проще.
Таким образом, экскаватор-погрузчик стоит выбирать в тех случаях, когда нужно выполнять много разных по характеру работ относительно небольшого объема, и при этом часто перемещаться между площадками.
Выбор машины нужно делать с учетом тех задач, которые она будет решать: тип и характер работ, особенности площадок, предполагаемые нагрузки, интенсивность эксплуатации, и т.д. Исходя из этого определяются характеристики и конструктивные особенности ЭП. Например, при эксплуатации в городе и на дорогах общего пользования лучше подходит ЭП со складной экскаваторной стрелой. На тесных площадках отлично себя чувствуют машины на шарнирно-сочлененной раме. А для выполнения разных работ можно сразу приобрести дополнительное навесное оборудование.
Что касается конкретных марок и моделей экскаваторов-погрузчиков, то на отечественном рынке представлено огромное разнообразие достойных покупки машин. Но в нашем регионе наиболее интересна техника китайских брендов – YUGONG, XCMG, SDLG, LinGong, Changlin и другие. Эти машины сочетают в себе высокую эффективность, надежность и доступную стоимость. Если вы заинтересованы в приобретении экскаваторов-погрузчиков без переплат – наши специалисты проконсультируют вас и помогут сделать правильный выбор.